ЗАЗ-1102 – это автомобиль, который мог стать предшественником культовой «Таврии», но так и не прошел серийного производства. Появившись в 1983 году, ЗАЗ-1102 представлял собой модернизированную версию предыдущей модели ЗАЗ-11055. Изначально планировалось, что новая машина станет потенциальным конкурентом для малолитражных автомобилей того времени.
ЗАЗ-1102 имел новый дизайн, разработанный при участии польской фирмы «FSO». Он отличался более современной и эргономичной формой кузова. Кроме того, автомобиль оборудовали новым двигателем и более комфортной салоном. ЗАЗ-1102 был предназначен для совместного производства в СССР и Польше, однако планы не смогли быть реализованы из-за экономических и политических трудностей.
Появление ЗАЗ-1102 сыграло важную роль в развитии украинской автомобилестроительной промышленности. Этот автомобиль показал, что Запорожский автозавод способен создавать конкурентоспособные автомобили. Несмотря на то, что ЗАЗ-1102 так и не стал серийным автомобилем, его разработки и опыт использовались при создании «Таврии», которая принесла огромный успех ЗАЗу и стала легендой советского автопрома.
История создания ЗАЗ-1102
История создания автомобиля ЗАЗ-1102, который в последствии должен был стать предшественником «Таврии», началась в конце 60-х годов прошлого столетия. В то время Запорожский автомобильный завод приступил к разработке новой модели автомобиля, которая должна была заменить популярную ЗАЗ-966. Главным заданием для инженеров было создание более комфортного и современного автомобиля, способного привлечь внимание широкой аудитории.
Разработка проекта ЗАЗ-1102 заняла несколько лет, и в 1972 году был представлен первый прототип автомобиля. Однако, в итоге, ЗАЗ-1102 так и не стал серийно производиться. Причиной этого стала низкая надежность и качество конструкции автомобиля, а также ограниченные возможности по его массовому производству.
Тем не менее, создание ЗАЗ-1102 стало важным этапом в развитии автомобильной промышленности Советского Союза. Многие разработки и технические решения, примененные в ЗАЗ-1102, были использованы в последующих моделях ЗАЗ, включая знаменитую «Таврию».
Первые попытки
История создания автомобиля ЗАЗ-1102 начинается в 1980-х годах. На тот момент автозавод «Запорожский автомобильный завод» уже производил модели ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А. Однако руководство завода решило разработать новую модель автомобиля, которая бы обладала более современным дизайном и новыми техническими решениями.
Работы над новой моделью начались в 1985 году. Коллективом инженеров, под руководством В. Каськова, была разработана предварительная конструкция автомобиля, получившего индекс ЗАЗ-1102. Новая модель предполагалась как преемник ЗАЗ-968 и должна была удовлетворять современным требованиям безопасности и комфорта. Перед конструкторами стояла нелегкая задача — создать новый автомобиль, используя существующую платформу ЗАЗ-968.
В ходе разработки ЗАЗ-1102 были предложены несколько вариантов дизайна кузова. Один из вариантов предусматривал двухдверное купе, другой — четырехдверный седан. В итоге, руководство завода приняло решение остановиться на четырехдверном кузове, так как такой вариант автомобиля был более практичным и востребованным на тот момент.
Не смотря на то, что ЗАЗ-1102 так и не вышел на серийное производство, работы над ним имели важное значение для дальнейшего развития отечественной автомобилестроительной промышленности. Множество разработанных технических решений и инженерных наработок были использованы при создании последующих моделей автомобилей ЗАЗ.
Развитие проекта
Одной из основных причин неудачи проекта ЗАЗ-1102 стало высокое снижение спроса на автомобили в то время. В связи с этим производство «Таврии» было отложено на неопределенное время.
Однако, идея создания компактного городского автомобиля оказалась настолько перспективной, что Запорожский автомобильный завод решил не сдаваться. И в результате многолетних работ, в 1987 году началось серийное производство долгожданной «Таврии».
Этот автомобиль сразу стал популярен и завоевал уважение автолюбителей в своем сегменте. ЗАЗ-1102 «Таврия» стал символом надежности, доступности и простоты в обслуживании.
Успех «Таврии» продолжился многие годы. А в 2007 году она была заменена более современной моделью — Запорожецем Славута. Однако ее популярность до сих пор остается непревзойденной.
Технические характеристики
ЗАЗ-1102, предшественник модели «Таврия», имел следующие технические характеристики:
Двигатель | 1,2 литра, 4 цилиндра, бензиновый |
Мощность | 55 л.с. |
Максимальная скорость | 130 км/ч |
Коробка передач | механическая, 4-ступенчатая |
Привод | передний |
Топливный расход | 7 л/100 км |
Длина | 3,85 м |
Ширина | 1,64 м |
Высота | 1,43 м |
Колесная база | 2,40 м |
Колея передних/задних колес | 1,36/1,38 м |
Несмотря на свою несостоятельность в серийном производстве, ЗАЗ-1102 являлся важным этапом развития автомобильной промышленности Украины.
Двигатель и трансмиссия
Прототип ЗАЗ-1102 оснащался двигателем объемом 1,2 литра, который развивал мощность до 63 лошадиных сил. Этот двигатель работал в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач.
Передаточное число заднего моста ЗАЗ-1102 составляло 412:1.
Однако, несмотря на то, что прототип был достаточно перспективным, ЗАЗ-1102 так и не вышел на серийное производство. Зато его разработка послужила базой для создания следующей модели — «Таврии».
Подвеска и управляемость
ЗАЗ-1102 оснащался независимой подвеской всех колес. Передняя подвеска представляла собой двухрычажную схему с поперечными рычагами, а задняя подвеска была многорычажной, что обеспечивало лучшую устойчивость и комфортность езды.
Управляемость автомобиля была достаточно хорошей благодаря реечному механизму рулевого управления с гидроусилителем. Это позволяло водителю легко и точно контролировать направление движения.
В общей сложности, хорошая подвеска и управляемость делали ЗАЗ-1102 комфортным и надежным автомобилем для ежедневного использования.
Тип подвески | Передняя | Задняя |
---|---|---|
Схема | Двухрычажная | Многорычажная |
Причины несерийного производства
Неосуществление серийного производства ЗАЗ-1102 можно объяснить несколькими причинами:
- Финансовые ограничения. Отсутствие достаточного финансирования на разработку и запуск производства автомобиля стало основной причиной его несерийного производства. Необходимые ресурсы, включая материалы, оборудование и рабочую силу, были ограничены, что привело к тому, что производство автомобиля не было масштабировано на серийный уровень.
- Технические проблемы. Во время тестирования и разработки ЗАЗ-1102 возникли различные технические проблемы, включая проблемы с двигателем, подвеской и трансмиссией. Решение этих проблем требовало дополнительных временных и финансовых затрат, что также способствовало прекращению производства данной модели на серийном уровне.
- Отсутствие спроса. ЗАЗ-1102 был разработан в конце 1980-х годов, когда автомобильный рынок в Советском Союзе и Украине был насыщен автомобилями марок «Москвич» и «Жигули». В связи с этим, спрос на новую модель ЗАЗ-1102 был низким, что стало дополнительным стимулом для несерийного производства.
- Политические изменения. С началом перестройки и распада Советского Союза производство автомобилей в Украине и на территории бывшего социалистического лагеря на время остановилось. Это также повлияло на целесообразность продолжения производства ЗАЗ-1102.
В результате вышеуказанных причин ЗАЗ-1102 не стал серийно производимым автомобилем и его производство было прекращено.
Финансовые сложности
Несмотря на потенциал и перспективы, связанные с созданием ЗАЗ-1102, компания Запорожский автомобильный завод столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. Одной из основных причин стало отсутствие инвестиций и поддержки со стороны государства.
Неполадки в финансировании проекта привели к задержкам в разработке и выпуске автомобилей ЗАЗ-1102. Компания не смогла учесть растущие требования и ожидания потребителей, что отрицательно сказалось на популярности модели и привело к ее прекращению.
Несмотря на то, что ЗАЗ-1102 так и не стал серийным проектом, его разработка и создание являются значимым этапом в истории украинского автомобилестроения. Он продемонстрировал потенциал и возможности Запорожского автомобильного завода, а также сложности, с которыми она столкнулась в условиях финансовых проблем и отсутствия поддержки.